Главная » Статьи » Тула - Город Мастеров |
Электронная очередь в детские сады Тульской области1 июня года все муниципальные образования Тульской области подключились к единой системе электронной очереди в детские сады, разработанной совместно с Министерством образования нашего региона на базе модуля «Электронный Детский Сад» компании «БАРС Груп». До этого момента существовало несколько отдельных систем в 6 районах Тульской области, данные из которых были успешно перенесены в единую базу, а сами системы закрыты. Если ранее комплектование групп происходило на уровне дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), то теперь оно происходит автоматически и на уровне всего региона, что повышает открытость и прозрачность процедуры. Система обеспечивает полное взаимодействие между дошкольными учреждениями и региональным министерством образования, формирует единую базу очередности детей и автоматизирует внутренние процессы для формирования электронного документооборота. Родителям стали доступны возможности записи ребенка в любое количество детских садов по всей области, просмотра статуса заявки, расстановки приоритетов при выборе нескольких ДОУ и ознакомления с информацией о структуре очереди и ее изменениях. Сама очередь строится с учетом ряда параметров, таких как: дата подачи заявки, возраст ребенка, приоритет учреждения и наличие льгот. На сайте проекта (tuladetsad . ru ) после подтверждения процедуры регистрации заявления, ведется строгий контроль всех заявок, исключающий возможность их «потери» или искажения информации. Внести изменения в существующую заявку, изменить дату желаемого зачисления, добавить льготу, потребность по здоровью можно при личном обращении в ДОУ или в орган местного самоуправления в сфере образования. Для консультирования по всем возникающим вопросам о работе сервиса была открыта специальная линия поддержки в Едином контактном центре при правительстве Тульской области – структурном подразделении ГАУ ТО «ЦИТ». Создание системы позволило увидеть реальную статистику заявок в дошкольные учреждения, предоставило возможность наиболее полно оценить существующую потребность в детских садах по каждому муниципальному образованию и стало серьезным подспорьем Министерству образования Тульской области для планирования дальнейшей работы в структурах ДОУ. Очереди государственной важностиЭлектронная очередь в ДОУ призвана сделать процесс зачисления ребенка в садик прозрачным и снизить социальную напряженностьПервые итоги автоматизации записи в дошкольные образовательные учреждения и трудности, с которыми пришлось столкнуться, обсудили и проанализировали участники круглого стола Электронная очередь в дошкольные учреждения: региональный опыт внедрения и перспективы развития , организованного Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области совместно с Министерством образования Московской области при поддержке журнала Директор информационной службы (CIO.RU) Мы хотим создать единую систему, позволяющую планировать потребность в детсадах, школах, а в дальнейшем — в рабочих местах , Мария Юргелас, министр государствен ного управления, информационных технологий и связи Московской области Ликвидация очередей в детские сады признана задачей государственной важности. Указ Президента РФ (от 01.06. № 761 О национальной стратегии действий в интересах детей на – годы ) предписывает покончить с очередями в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет к 1 января года. Выполнять это решение придется, несмотря на то что в некоторых регионах нет ни свободных мест в детских садах, ни денег в бюджете на их строительство. Во многих городах и районах электронную очередь в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) опробовали еще три-четыре года назад. А вот опыт предоставления такой услуги на региональном уровне только начал накапливаться. Общерегиональная элек тронная запись в ДОУ действует в Амурской области и Башкортостане, на Сахалине и в Татарстане. В году информационные системы для записи в детсады запущены в Московской, Ростовской и Тульской областях, на год аналогичные планы строят в Хабаровском крае и в других субъектах федерации. Приступить к ликвидации Самая длинная очередь в детсады скопилась в Московской области — более 206,5 тыс. заявлений. Население ежегодно прирастает на 30 тыс. малышей (в том числе за счет мигрантов), а потому резко увеличивается дефицит мест в дошкольных учреждениях, многие из которых ранее были перепрофилированы. Власти признали необходимость ликвидации очереди в детские сады одной из приоритетных задач области и включили в программу губернатора Наше Подмосковье создание единой информационной системы (ЕИС) для записи в ДОУ. Прежде всего электронная очередь призвана сделать процесс зачисления ребенка в садик прозрачным и снизить социальную напряженность. Родители самостоятельно могут отследить продвижение своего ребенка в очереди, убедиться в отсутствии блата , в том что приоритет имеют только льготники. Власть должна быть открытой, — убеждена Мария Юргелас, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. — Если проблема есть, люди должны знать о ее существовании. Поэтому необходим информационный ресурс . Экономика очереди Помимо социальной задачи, внедрение электронной очереди преследует важную экономическую цель — планирование мероприятий по созданию дополнительных мест. Каждый муниципалитет разрабатывает дорожную карту, где указаны подобные мероприятия: закупка услуг частных детсадов, открытие семейных групп и групп кратковременного пребывания, выплата многодетным родителям денежной компенсации, ремонт и возвращение в систему зданий бывших детских садов, развитие государственно-частного партнерства, рациональное использование имеющихся помещений и строительство новых ДОУ. Фиксация точной численности очереди на определенную дату — ключевое условие для понимания того, как финансировать программу создания дополнительных мест, считает Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области. Самый дорогой способ создания новых мест в ДОУ — строительство. Капитальные затраты на обеспечение места в детском саду для одного ребенка составляют около 950 тыс. руб. так что ошибки в планировании и учете количества нуждающихся обходятся недешево. Для качественного планирования и оптимизации затрат на строительство новых детсадов требуются актуальные и точные данные о потребностях районов в дополнительных местах. Мы централизовали все районные ресурсы, чтобы на основе первичной информации вести единую базу, формировать аналитические отчеты и принимать правильные решения о строительстве , — рассказывает Юргелас. Быстрыми темпами Госконтракт на создание инфраструктуры электронной записи в ДОУ на сумму 19 млн руб. выиграла компания Ростелеком , имеющая опыт внедрения подобных систем, в том числе в трех районах Подмосковья. Наряду с программным продуктом Ростелеком предоставляет услуги по настройке и эксплуатации системы, а также средства защиты каналов связи. Это выгодно, так как позволяет быстро получить в свое распоряжение необходимую инфраструктуру и избавиться от головной боли по ее эксплуатации и администрированию , — поясняет Татьяна Сидорук, главный специалист отдела дошкольного образования и воспитания Солнечногорского района. Cоциальная напряженность снизилась, мы это видим по потоку писем , Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области В Московской области свыше 2 тыс. дошкольных учреждений и более 500 тыс. детей в возрасте до семи лет. Введение электронной очереди в таких масштабах — задача очень серьезная и ответственная , — подчеркнула Запалацкая. Тем не менее подготовить и запустить единую информационную систему Зачисление в ДОУ удалось в очень короткие сроки — за четыре месяца. С июля года система введена в действие, а с сентября переведена в промышленную эксплуатацию. За два месяца в ЕИС было подано 32 тыс. заявлений, из них 12,5 тыс. — через областной портал госуслуг. Электронная очередь позволила создать актуальную региональную базу данных, исключив дублирование заявлений по одному и тому же ребенку, сформировать единые реестры ДОУ и их воспитанников, упростить и ускорить процедуру зачисления, а также выявить детей, которым понадобится место в садике в текущем году или в ближайшие годы. Средства на поддержку и развитие ЕИС заложены в бюджет из расчета 20–25% первоначальных затрат, отдельно выделены средства на каналы связи, информационную защиту и интеграцию с другими ресурсами. В текущем году намечено создать единый контур безопасности, обеспечив централизованный контроль защиты персональных данных. Независимость как препятствие Источником главной проблемы, с которой сталкиваются все регионы при переводе услуг в электронный вид, является закон о принципах организации местного самоуправления. Он наделяет муниципалитеты самостоятельностью по широкому кругу вопросов — в частности, у каждого из них собственный регламент записи в дошкольные учреждения. Самое трудное при внедрении электронной очереди — согласовать единые требования с муниципалитетами , — отмечает Екатерина Седова, ведущий специалист информационно-аналитического отдела департамента образования Ярославской области. Приведение к общему знаменателю порядка приема в ДОУ в 72 районах и городских округах было самой сложной задачей и в подмосковном проекте. Чтобы унифицировать правила приема в детские сады и постановки на учет, пришлось тщательно проработать примерный административный регламент. Договориться со всеми главами муниципалитетов было крайне сложно, и без поддержки губернатора Московской области Андрея Воробьева это бы не удалось , — подчеркивает Юргелас. По наблюдениям Алексея Матвеева, замдиректора департамента Армада Софт , подобная ситуация весьма типична — создать единые правила получается только при наличии жесткой воли со стороны региональной власти. После того как позиции были согласованы и главы муниципалитетов поддержали проект, ЕИС запускалась под их личную ответственность и кураторов на местах они назначали сами. Единый регламент приняли на правительственной комиссии и утвердили нормативным актом. На его основе муниципалитеты разработали собственные регламенты зачисления в детсады в электронном виде, поскольку каждый район и округ имеют свою специфику и вправе устанавливать дополнительные льготы. Через тернии Переход на новую технологию всегда проходит напряженно: повышенные трудозатраты, высокий уровень неопределенности, недовольство пользователей. Дополнительное напряжение вызвали чрезвычайно сжатые сроки создания единых паспортов учреждений, внесения в базу предельно точных сведений по спискам воспитанников и очередников. Первым серьезным препятствием при внедрении региональной системы стало элементарное непонимание: зачем она нужна, когда весь процесс налажен и работает? К началу создания региональной системы электронной очереди уже имелись подобные системы масштаба районов в 25 муниципалитетах, но они выполняли очень узкую функцию, не обеспечивая скоординированного решения проблем в области в целом. К примеру, один ребенок нередко ставился в очередь сразу в двух районах — по месту прописки обоих родителей. С переходом на единую систему, где в качестве идентификатора используется номер свидетельства о рождении, все районы вычистили базу и устранили дублирующиеся записи. Возможность просматривать комплектацию групп во всех детсадах в режиме реального времени позволила оперативно вносить в нее изменения. В результате уже к сентябрю очередь в детские сады Подмосковья сократилась на 4 тыс. человек. Самое трудное при внедрении электронной очереди — согласовать единые требования с муниципалитетами , Екатерина Седова, ведущий специалист информационно-аналитического отдела департамента образования Ярославской области Простота и удобство электронной записи привели к заметному росту потока заявлений из удаленных поселений. Так как после дистанционной подачи заявления родителям все равно необходимо лично принести документы в дошкольный отдел, нагрузка на сотрудников выросла. Как свидетельствует опыт Ярославской области — это временные трудности. Уже через несколько месяцев работы системы люди поняли, что трудозатраты уменьшились, работать стало проще, а главное, появилось понимание происходящего , — вспоминает Седова. По ее словам, с введением электронной очереди время на комплектование групп в детских садах сократилось с нескольких дней до нескольких часов. Ярославская система пока не выведена на портал госуслуг (доработку веб-сервиса планируется завершить только к концу года), но время на прием граждан уже сократилось. Ресурс позволяет сотрудникам принимать вдвое больше граждан , — подтверждает Татьяна Крупко, начальник отдела дошкольного образования Мытищинского муниципального района Московской области. В одно окно Чтобы разгрузить дошкольные отделы и обеспечить время ожидания родителей в очереди не более 15 мин. предлагается начать запись в детсады в многофункциональных центрах (МФЦ). Если в муниципалитете приходится ждать приема минимум 20 мин. то в МФЦ это время обычно не превышает 2–5 мин. и условия там более комфортные. Оператор МФЦ проверит документы и заверит своей ЭЦП новую запись в базе, эту запись сразу увидит сотрудник департамента образования. Это также значительно разгрузит дошкольные отделы в муниципалитетах и позволит высвободить дополнительное время для работы по введению нового стандарта дошкольного образования , — говорит Запалацкая. Трудности перевода услуг в одно окно связаны опять с самостийностью муниципалитетов: где-то МФЦ не хотят брать на себя эти функции, а где-то департаменты образования не желают их отдавать. На специально созданных комиссиях глав муниципальных образований убеждают в необходимости этого шага, только потом решение закрепляется на уровне региона. Правительство Московской области уже приняло решение об обязательном предоставлении услуги записи в ДОУ через МФЦ. Сегодня в Подмосковье открыто 15 МФЦ, к концу года их будет 94. При подаче документов в дошкольный отдел или МФЦ пока требуется физическое присутствие. Перевод в электронный вид одной услуги, в которой задействованы все муниципальные образования, обходится подмосковному бюджету примерно в 20 млн руб. К настоящему времени в Московской области в электронный вид переведено 88 услуг. Прозрачность, управляемость, точность Ключевые цели проекта в результате достигнуты. Очередь стала прозрачной: родители на портале госуслуг могут посмотреть, на каком месте находится ребенок в каждом из выбранных садов, и отследить, как изменяется его статус. Cоциальная напряженность снизилась, мы это видим по потоку писем , — утверждает Запалацкая. Свежие данные из ЕИС о количестве очередников уже учтены в пятилетней программе, предусматривающей строительство детских садов. Помимо наблюдения за приростом сети ДОУ и динамикой очереди, руководители Минобра, муниципальных департаментов образования, администрации районов и городских округов могут судить о качестве предоставляемых услуг, так как выбор родителей определяется не только близостью садика. Источники: http://citto.tularegion.ru/project/detsad/, http://www.osp.ru/cio//10/13038198/ | |
Просмотров: 540 | |
Всего комментариев: 0 | |