Главная » Статьи » Голос города |
Тульский мотоцикл глазами владельца (1)В прошлых записях представил читателям мотоцикл ТМЗ—5.951 «Тула» машиностроительного завода имени В. М. Рябикова. По замыслу конструкторов, он рассчитан прежде всего на езду по проселкам и бездорожью. Ее должны облегчать дисковые колеса с широкопрофильными шинами, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Оригинален и внешний вид мотоцикла. Тульский «вездеход» привлек внимание как попытка отойти от привычных шаблонов конструирования, придать машине новые качества. Поэтому мы решили проследить за его судьбой: узнать о впечатлениях владельцев, выяснить их пожелания с тем, чтобы мнение потребителей более активно воздействовало на дальнейшие шаги создателей мотоцикла. Итак, что думают читатели о новой модели? Многие письма начинаются с благодарности в адрес конструкторов ТМЗ, «предложивших очень перспективную конструкцию мотоцикла» (Е. Терлецкий и группа его товарищей из г. Новгорода). Конечно, важнейшим критерием для ее оценки стала проходимость. Любопытно, что в первых откликах людей на помещенное в журнале описание мотоцикла встречались на сей счет скептические, а порой и безапелляционные суждения и оценки. Но мотоциклисты, наездившие на «Туле» не одну тысячу километров преимущественно вне дорог («по вороньему следу», как метко сказано в одном письме), оценивают проходимость высоко. «Мотоцикл показал себя более совершенным, чем все другие, — именно на сельских дорогах!» (И. Ильичев, г. Весьегонск). «Вряд ли можно проехать на другом мотоцикле там, где проедет «Тула» (О. Полесьев, г. Тула). «Я со своим «кентавром» оказался в выигрыше по сравнению с владельцами легких и средних мотоциклов благодаря именно повышенной проходимости» (В. Гончаренко, г. Друж-ковка). Впрочем, в некоторых ситуациях #8212 на раскисшем от дождя проселке пространство вокруг заднего колеса порой забивается грязью настолько, что колесо перестает вращаться, как пишет А. Чекулов из г. Сарапула. И здесь, считает он, преимущества «Тулы» сходят на нет. К сожалению, мы не располагаем собственным, опытом езды на «Туле», который помог бы скорректировать оценки. Но, видимо, слово «вездеход» применительно к этой машине не следует понимать буквально и требовать, чтобы она могла пройти повсюду. Отправляясь в командировку или в отпуск в другой регион следует заранее все предусмотреть. Так например, гостиницы Костромы предлагающие значительные скидки при бронировании мест. Возможно, Вас заинтересуют, еще эти записи: Тюнинг мотоцикла Тула ТМЗ-5.952Многие из нас помнят, когда на закате существования СССР тульский завод выпустил не то мотоцикл, не то мотороллер под названием «Тула». Внедорожный мотоцикл, получивший маркировку ТМЗ-5.952, имел колеса с широкими покрышками и предназначался, прежде всего для эксплуатации в сельской местности или в условиях бездорожья, где обычно любят проводить свое свободное время за любимым занятием рыболовы и охотники. Прошли десятилетия, но мотоцикл Тула. по-прежнему, помнят и любят в нашей, уже обновленной, стране. Многие, кому он полюбился или с ним неразрывно была связана его молодость, готовы снова купить этот мотороллер. А раз есть спрос, то найдутся и те, кто сделает предложение, тем более, что в новом столетии современные технологии позволяют сделать качественный тюнинг техники из того, казалось бы, уже забытого времени. Итак. тюнингованная версия мотоцикла-мотороллера ТМЗ-5.952 Тула обрела четырехтактный бензиновый двигатель Racer с японским карбюратором, мощностью более 14 лошадиных сил (14.3 л.с.) и рабочим объемом 200 кубических сантиметров. С этим китайским мотором воздушного охлаждения, вкупе с пятиступенчатой коробкой передач, новый скутер Тула способен развивать максимальную скорость до 110 километров в час. Заводится мотороллер, не без помощи аккумулятора (12 В) с емкостью 7 Ач, электрическим, либо ножным кик-стартером. При весе транспортного средства в 133 килограмма и объеме топливного бака 12.5 литров на 100 километров мотоцикл расходует, чуть больше, 2 литров (2.3 л) автомобильного бензина. Передние барабанные и дисковые задние тормоза отвечают за безопасное и надежное торможение мотороллера. Передняя телескопическая подвеска и два задних амортизатора выдерживают максимально-допустимую нагрузку на мотоцикл в пределах 150 килограммов. А электромеханическая приборная панель отображает все необходимые параметры. Цена такого мотоцикла в сумме с его тюнингом, выполняющимся на заказ специализированными мастерскими (ведь в магазинах мотороллер Тула не купить), колеблется в пределах $2.000, что по нынешним меркам вполне недорого. Возрожденный мотоцикл Тула / ФотоМотовнедорожник Тула / ВидеоLecha190 › Блог › Тула ТМЗ — 5.951Алексей Майстренко. 25 лет Жуковский, Россия Продолжу про свое приобретение, а именно ТУЛА ТМЗ-5.951. Да именно 951, а не 952 как я думал сначала. Это самый первый РУССКИЙ ВЕЗДЕХОД =) И так что имею: Работает в принципе все, но нужно его подшаманить. Время не жалеет никого и ничто. Что нужно: -1 АКБ родное (их там два) мертвые, заводится от автомобильного который установлен на багажнике. Нужно найти современную замену старым двум. Это я думаю не проблема. -2 Переделать воздушные фильтры. Родные еще живые, но все равно. Думаю тоже ничего сложного. -3 Отрегулировать сцепление. Немного ведет. -4 Отрегулировать передний тормоз. Ну тут все ясно. -5 Перетряхнуть проводку. НЕТ, она работает, но клеммы окисленные, провода все на улице ничем не закрыты ( не красиво 8-\ ), и разъемы нужно переделать под современные герметичные. Сегодня нашёл: Электросхема данного аппарата. Книга по эксплуатации. 3 очень хорошие и важные статьи на темы: Регулировка сцепления, доработка зажигания ( мало ли что), Переборка двигателя. В общем развлечение себе нашёл ))) Фото завтра. Тула 5.951 Тульский вездеход О разработке специального мотоцикла повышенной проходимости ТМЗ—5.951 «Тула» читатели уже могли узнать из журнала (1985, № 7 и 11). Сделав пробную партию машин для накопления опыта эксплуатации, тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова приступил теперь к их серийному выпуску. В нынешнем году намечено сделать пять тысяч мотоциклов. Мы хотим ознакомить с этой моделью, принципиально новой и по конструкции и по методу подготовки к производству, тоже не совсем обычным способом, предоставив слово конструктору — одному из ее создателей, потребителям и сопроводив все редакционным комментарием. кому интересно, статья советского журнала /i (много букв ) ВЗГЛЯД КОНСТРУКТОРА Завод имени В. М. Рябикова многие годы выпускал мотороллеры. Хороший спрос на грузовую модель «Муравей» лишний раз доказал, что сегодня ключи к устойчивому сбыту нашей мотоциклетной техники — в руках сельских покупателей. Это побудило заняться разработкой машины, предназначенной прежде всего для езды по грунтовым дорогам и бездорожью. В результате на нашем конвейере появился уже не мотороллер, а мотоцикл, притом не имеющий аналогов среди отечественных образцов: впервые на нем применен двигатель с принудительным воздушным охлаждением и электростартером, а также колеса с широкопрофильными шинами. Для этой машины мы модернизировали известный двигатель «Тулицы», снабдив его несложным, но весьма эффективным устройством — лепестковым клапаном на впуске, который препятствует выбросу несгоревшей смеси при перепуске. Тем самым удалось не только снизить расход топлива (примерно на 0,4 л/100 км), но и сделать характеристику двигателя более приемлемой для сельских дорог. Увеличен крутящий момент, а обороты, при которых он достигается, сдвинуты в зону более умеренных. Словом, обеспечена лучшая приспособляемость к изменению нагрузки. Отметим, что двигатель работает на смеси с уменьшенной долей масла (1:33 после обкатки). Устойчивой работе мотора на малых и средних оборотах способствует массивный маховик, роль которого играет династартер. А принудительное охлаждение цилиндра и его головки позволяет избежать перегрева и падения мощности при продолжительной езде с малыми скоростями. Тяжелым условиям движения должна соответствовать и ходовая часть. Дуплексная (из двух разнесенных ветвей) рама обладает высокой жесткостью на кручение, благодаря чему ощутимо лучше стала управляемость машины. Применив колеса небольшого диаметра, мы смогли понизить центр масс, чтобы добиться лучшей устойчивости. А сами по себе широкопрофильные шины обеспечивают малое удельное давление на грунт, лучшее сцепление, хорошо смягчают толчки от небольших неровностей и, что немаловажно, не оказывают разрушительного воздействия на почву. Передняя вилка и амортизаторы задней подвески — от мотоциклов «Восход». Электрооборудование — 12-вольтовое, с династартером, позволяющим пускать двигатель поворотом ключа. Такое удобство издавна отличало наши мотороллеры, а вот на отечественном мотоцикле появилось впервые. Разумеется, предусмотрен и пуск кик-стартером. Световые и контрольные приборы, переключатели унифицированы с применяемыми на других машинах. В частности, щиток приборов — такой же, как на ИЖах. Хотя мотоцикл и рассчитан на использование преимущественно вне дорог, он оснащен общепринятыми элементами безопасности — от двух зеркал заднего вида до указателей поворота и световозвращателей. Передняя вилка — с противоугонным замком. Конечно, мы сознаем, что наш мотоцикл вряд ли до конца удачен, поскольку некоторые технические решения вынужденные. Многие электроприборы, да и силовой агрегат тяжеловаты — в идеале хотелось бы облегчить мотоцикл килограммов на пятнадцать. Но для этого, понятно, нужны не только наши усилия, но и смежников. Таков в главных чертах наш мотоцикл повышенной проходимости ТМЗ—5.951. У нас в стране это первая модель в подобном классе. И, конечно, мы с волнением ожидаем, как примет ее потребитель В. ПУДОВЕЕВ, г. Тула главный конструктор ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ Что ж, сейчас, когда нашим мотоциклетным заводам предстоит резко ускорить темпы обновления продукции, поднять ее качество, реакция покупателей на новинку волнует завод. Получить представление о ней мы смогли в новом фирменном магазине «Зенит»: за первый месяц его работы (заметим, это январь, середина зимы и к тому же магазин находится в Москве) продано около 30 мотоциклов «Тула», в то время как других известных моделей — лишь единицы. У стенда с новинкой всегда людно. Высказываются разные мнения, но никто не остается равнодушным. Тульский мотоцикл привлек, например, внимание Д. Кузнецова, приехавшего из г. Ново-алтайска Алтайского края. По профессии он инженер-технолог, все свободное время посвящает мототуризму. «Пожалуй, это первый отечественный мотоцикл, приспособленный для путешествий, — говорит он. — Те, кто ездит на рыбалку, в лес, по делам без большой поклажи, им тоже заинтересуются. Конечно, кое-что придется дорабатывать, но основа есть!» Потребители, естественно, соотносят возможности новой машины, особенности ее устройства с ценой (680 рублей). Покупатели, посетители магазина с этих позиций признали ее вполне приемлемой. В оценке бывалого мотоциклиста С. Амелина из Тулы, приславшего письмо в редакцию, преобладают эмоции: «Этот мотоцикл я видел на дорогах Тульской области и, кроме восторга, ничего не испытывал». Местный патриотизм? Свободные от него, работники редакции попытались оценить машину более придирчиво. Xin Kai Xin Kai 1991 - отзыв владельцаНу что сказать. Впечатлений у меня было море, в основном, потому что мопед, который у меня был до этого уступал по скоростным характеристикам, да и ощущений от езды за рулем этого мотовнедорожника уж куда больше. Осваивался я с этим монстриком около двух дней, т.к на мотоциклах до этого не ездил вообще, но буквально немного привыкнув ко нраву российской техники начал летать на нем как юный Шумахер. Дороги у нас на даче не асфальт, но ездить можно, а если еще и дождик польет, то внедорожники на проходимость испытывать можно. Примерно через недельку моих развлечений на мотоцикле по сухим дорогам наших дач пошел дождик, что дало мне возможность испытать этого малыша на проходимость, чем и остался доволен. За счет тяговитого двигателя и широкой резины этот минизверь чувствует себя на грязи как на асфальте. Теперь о недостатках, мотоцикл этот сделан в 1991 году, а значит возраст и происхождение дают о себе знать. Делаем мы его с отцом периодически а именно это занимает около трех дней в неделю, благо что техника советская и до того простая что в ней разберется человек хоть немного знающий о том из чего состоит это чудо. Еще один минус это то, что шумоизоляции там попросту нет, а двигатель стоит достаточно шумный так, что особо поговорить за рулем этого зверька неполучиться. Ну и последний, на мой взгляд минус, виброизоляция на нем тоже отсутствует из- за этого после практически непрерывного получасового катания на нем начинают болеть руки, так что приходиться иногда делать остановки на кратковременный отдых. Подвеска на нем меня порадовала, она достаточно мягкая для того что бы носиться по нашим ямам со скоростью около шестидесяти км/ч и не чувствовать особого дискомфорта. Могу так же добавить, что действительно широкие колеса дают ему действительно хорошую устойчивость, благодаря чему более уверенно чувствуешь себя за рулем это го мотоцикла. Буду рад мнениям окружающих. Спасибо за внимание. РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ МОТОЦИКЛА ТУЛАВладельцы новых тульских мотороллеров часто сталкиваются с «загадочным» поведением сцепления. Следуя же заводскому руководству, отрегулировать его никак не удается. Более того — сцепление ухитряется «вести» и «буксовать» одновременно. Такой «каприз» однозначно свидетельствует, что диски сцепления собраны с перекосом. К сожалению, этот дефект сборки типичен для многих силовых агрегатов, и не только тульских. Утешением можно считать факт, что устранить неприятность довольно легко — для этого служат регулировочные гайки на пальцах сцепления. Они позволяют также восстановить сцепление, в котором диски изношены, и возможности регулировки при помощи центрального винта полностью исчерпаны. Но если при этом пользоваться лишь инструкцией, то обеспечить нормальную работу сцепления, как правило, не удастся. Дело в том, что, следуя «букве написанного», владелец должен визуально определить («обратив внимание»), перемещается ли без перекосов нажимной диск при выжиме рычага сцепления. Однако на практике обеспечить это условие достаточно сложно: приходится снимать левую крышку картера, для чего предварительно сливается масло, или завалить мотороллер набок (заранее сняв аккумулятор и слив бензин из бака). Предлагаемый способ обеспечивает более точную настройку перемещения нажимного диска без демонтажных работ. Он многократно проверен и неизменно позволяет добиться нормальной работы узла сцепления. Чтобы не пришлось постоянно заглядывать в «бумажки», привожу полностью порядок регулировки, выделяя жирным шрифтом рекомендации изготовителей и сопровождая их необходимыми комментариями. Из инструкции: для правильной регулировки сцепления необходимо: — ввернуть до упора регулировочный штуцер рубашки троса на двигателе снять крышку смотрового люка отвернуть контргайку и вывернуть регулировочный винт. После этого затянуть до упора все три регулировочные гайки. Но необходимо учитывать два момента. Во-первых, следует соблюдать строгую последовательность: за «раз» поворачивать каждую гайку на пол-оборота, переходя от одной к другой по часовой стрелке, не допуская большого перекоса дисков. Во-вторых, выражение «до упора» вовсе не означает, что надо заворачивать «из всех сил» — бывают случаи, когда не в меру усердные «регулировщики» ухитряются ломать пружины сцепления. Затем, вновь вращая гайки последовательно, но на этот раз против часовой стрелки, отворачиваем каждую на одинаковое количество «щелчков». Последние обеспечиваются фаской на нажимном диске и выступом на регулировочной гайке и хорошо прослушиваются при отворачивании. Каждый «щелчок» соответствует половине оборота. Отворачиваем гайки до тех пор, пока торцы пальцев пружин сцепления не будут выступать над регулировочными гайками на величину от 0,5 до 2 мм. Такой большой разброс обусловлен невысокой точностью изготовления пальцев — заготовки для них получают путем обрубки, так что их торцы к тому же получаются неперпендикулярными оси. Из-за этого после окончания всей регулировки сцепление придется проверять на отсутствие «ведения» или пробуксовки — к этому мы вернемся в конце статьи. Теперь понятно, что именно по этой причине гораздо важнее обеспечить равное количество оборотов гаек при отворачивании, чем одинаковое выступание резьбовых концов пальцев. Из инструкции: натягивая трос до упора рычага выжима сцепления на двигателе в бобышку карбюратора, ввернуть регулировочный винт до упора в штоки. Здесь прячется еще один «камень преткновения», вызванный вновь тем, что слова «до упора» можно понимать по-всякому. Практически требуется лишь довести регулировочный винт до соприкосновения со штоком. Чтобы научиться «ловить» этот момент, потренируйтесь, несколько раз вворачивая-выворачивая винт, пока ваши пальцы не приобретут необходимую чуткость. Из инструкции: ввернуть регулировочный винт далее на 1,5. 2 оборота и, придерживая его отверткой, законтрить контргайкой вращением регулировочных штуцеров рубашки троса на двигателе и на руле отрегулировать ими свободный ход конца рычага сцепления на руле 5. 10 мм. В инструкции упомянуты два штуцера — на самом деле остался только один на двигателе (плоды рационализаторской деятельности). И, конечно, не забудьте закрыть крышку смотрового люка. Теперь можно приступить к проверке регулировки сцепления. Для этого положите под задние колеса (не забудьте, речь идет о грузовом мотороллере) небольшой упор — на эту роль прекрасно подойдет обыкновенный кирпич или какой-либо сходный по размеру брусок. Запустите двигатель, не прогревая его до рабочей температуры, выжмите сцепление и, не отпуская рычаг сцепления, включите первую передачу. Если двигатель при этом заглохнет (то есть сцепление «ведет»), необходимо, открыв смотровой люк, все три регулировочные гайки отвернуть на одинаковое количество «щелчков». Если двигатель не заглохнет, отпустите рычаг сцепления. При нормально отрегулированном узле мотороллер с легкостью «перепрыгнет» упор. Если же будут наблюдаться рывки или мотороллер останется стоять на месте, то сцепление пробуксовывает. Тогда заверните регулировочные гайки на одинаковое количество оборотов. (Автор: С. ОЛЕНЧЕНКО, инженер г. Тупа. источник журнал Мото) Источники: http://tvoya-mashina.ru/archives/6636, http://shockauto.ru/tyuning-mototsikla-tula/, http://www.drive2.ru/b/752450/, http://reviews.drom.ru/xin_kai/xin_kai/44678/, http://www.moto.masteraero.ru/moto_rossiya_44.php | |
Просмотров: 2422 | |
Всего комментариев: 0 | |