Главная » Статьи » Афиша города |
Колокольня Всехсвятского кафедрального собора, Россия, г. ТулаНАЗВАНИЕ: Колокольня Всехсвятского кафедрального собора АРХИТЕКТОР: Василий Федосеевич Федосеев МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Россия, г. Тула ОПИСАНИЕ: 4-ярусная каменная колокольня пристроенная к Всехсвятскому собору с западной стороны. После указа Екатерины II о запрете захоронений на кладбищах в пределах города, тульские власти выделили землю под новое кладбище на юге Тулы. В 1773 году там была построена деревянная церковь в честь Всех Святых. Позже в 1776 году на месте деревянного храма началось строительство каменного, строительство которого завершилось в 1825 году. Несмотря на то что между началом строительства обоих объектов — церкви и колокольни — прошло более полустолетия, архитектору-проектировщику Василию Федосеевичу Федосееву, как талантливому зодчему, удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля: характерные портики со спаренными колоннами на углах храма построены зодчим в обоих верхних ярусах колокольни. В 1867 года на углах первого яруса колокольни были установлены четыре фигуры трубящих ангелов. The page cannot be foundThe page you are looking for might have been removed, had its name changed, or is temporarily unavailable. Please try the following:
HTTP Error 404 - File or directory not found.Internet Information Services (IIS) Technical Information (for support personnel) The page cannot be foundThe page you are looking for might have been removed, had its name changed, or is temporarily unavailable. Please try the following:
HTTP Error 404 - File or directory not found.Internet Information Services (IIS) Technical Information (for support personnel) Всехсвятский собор в ТулеАдрес: 300012, ул. Льва Толстого, 79. Паспорт объекта Белоснежный Тульский Всехсвятский собор XVIII века с его стройной колокольней в стиле русского классицизма величественно возвышается над старинным городом, определяя панораму Тулы. Высота колокольни, которую видит каждый, кто въезжает в город, 82 метра. На территории, прилегающей к собору, расположено старинное Всехсвятское кладбище, просфорня и иконописная мастерская. Архитектурный ансамбль собора, который с 1944 года является кафедральным собором города, возник не сразу. Его появлению предшествовала страшная эпидемия чумы 1771–1773 годов, приведшая к народным бунтам в Москве и других областях России и указу Правительствующего Сената «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ» от 17 ноября 1771 года. Согласно этому указу, во всех российских городах вводился запрет на погребения при церквах, а новые кладбища предписывалось создавать за городской чертой. Одно из таких мест и было отведено на посадской стороне (вне города, где сажали и сеяли). Сначала на чумном кладбище в 1773 году появилась деревянная церковь в честь Всех Святых. Позже на месте деревянного храма началось строительство каменного, белоснежного, которое шло в несколько этапов. В 1776 году нижний этаж собора со всеми приделами был достроен на деньги купцов-дарителей Ивана Герасимова и Герасима Сушкина и освящен. Иконы местного ряда для одноэтажной церкви написал иконописец, тульский оружейник Григорий Белоусов. Нижний храм, который имеет три престола (центральный – во имя Второго пришествия Христова, северный – во имя Воскрешения праведного Лазаря, южный – Всех Святых), в народе стали называть Всехсвятским. В 1788 году принялись за строительство верхней церкви во имя Преображения Господня, и второй этаж всего за два года был отстроен. Однако вследствие трагического обрушения одного из пяти куполов 8 августа 1790 года, практически сразу по завершении литургии в нижней церкви, и гибели нескольких человек службы в нижнем храме запретили на пять лет. Пришлось реконструировать всю церковь, так как купол проломил и свод нижнего храма. Есть версия, что проект нового, облегченного и «недоразвитого» пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор Козьма Сокольников. Формально строительство верхнего храма завершили в 1797 году, но освятил его епископ Тульский Дамаскин (Россов) лишь в 1825 году. Следующим этапом стало строительство трехъярусной колокольни храма, начатое в 1833 году. Все работы были завершены в 1859 году. Архитектору-проектировщику Василию Федосееву удалось гармонично объединить здание колокольни с действующим храмом в едином стиле. Исследователь тульской архитектуры Владимир Уклейн писал, что «между началом строительства самой церкви и ее колокольни протекло более полувека». За это время барокко сменилось сначала ранним, затем зрелым, наконец, поздним классицизмом. По его словам, перед Федосеевым « стояла нелегкая задача избежать разностилья церковного ансамбля, достичь его архитектурного созвучия не механическим повторением форм стоявшей рядом церкви, а путем их творческого переосмысления ». Первые колокола с колокольни были украдены в 1859 году, а охранявшие их сторожа оштрафованы и биты розгами за недобросовестное несение службы. Освящение колокольни состоялось лишь в 1863 году уже с новыми колоколами, а в 1867 году на углах первого яруса колокольни были установлены четыре фигуры трубящих ангелов, которые на собственные средства заказал церковный староста купец Пирожников. Другой церковный староста купец Петр Миронов подарил храму колокол весом в 1000 пудов (около16 тонн), который 21 сентября 1889 года был водружен на 3-й ярус колокольни собора. До наших дней он не сохранился. В 1901 году Тульская городская дума постановила соорудить на Всехсвятском кладбище храм-усыпальницу во имя святого Макария Жабынского. К храму предполагалось пристроить два изолированных помещения: для умерших от заразных болезней и для хранения трупов продолжительное время. Здания так и не были построены. С 1923 по 1944 год церковь была центром обновленцев, которые проводили в ней службы. Последний обновленческий архиепископ Тульский Петр Турбин 17 января 1944 года принес покаяние и был утвержден настоятелем Всехсвятского собора Тулы в сане протоиерея. В 1955–1960 годах стены храма были заново расписаны сюжетами на библейские темы московскими художниками Павлом Гладковым и Виктором Голубеевым. В правом приделе нижнего храма хранились мощи св. Иоанна Тульского, которые в январе 2007 года были перенесены в Успенский кафедральный собор, где рака с мощами и находится в настоящее время. Особо почитаемые иконы церкви – афонская икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), Ченстоховская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая с частицей мощей. В 1992–1993 годах по благословению правящего архиерея митрополита Серапиона, ныне покойного, верхний и нижний храмы собора были полностью отреставрированы. Колокольные звоны детской душиБеседа с Людмилой Романовской, председателем Православного центра духовного возрождения г. Тулы Людмила Александровна Романовская, председатель Православного центра духовного возрождения г. Тулы, уже рассказывала сайту Православие.Ru о деятельности тульского Православного центра. Центр, несмотря на большие трудности, продолжает жить и работать – воцерковлять детей, в том числе детей-сирот и инвалидов, а люди, бескорыстно в нем трудящиеся, – по мере своих сил приносить им тепло и радость. Центр организует и проводит детские благотворительные рождественские и пасхальные праздники, летние детские лагеря, а в течение всего года – занятия с детьми в воскресной школе. О том, как проходил в июне этого года летний детский православный лагерь «Росток» – сегодняшний ее рассказ. – Людмила Александровна, в наше время организуется немало православных детских лагерей, они становятся все более популярными среди прихожан наших храмов. Не могли бы вы поделиться с нашими читателями опытом подготовки и проведения летнего лагеря при Православном центре города Тулы? – Подготовка к православному лагерю «Росток», который в этом году проходил уже в седьмой раз, обычно начинается сразу после пасхальных праздников. Наш лагерь – дневного пребывания, так как организовать полноценный лагерь в наших условиях невозможно. Дети приходят в Центр утром, а вечером уходят домой. Длится лагерная смена календарный месяц, в течение которого с ребятами проводятся беседы, они рисуют, играют, мы ходим гулять в парк, совершаем паломничества по храмам и монастырям епархии. Все наши детские лагеря – тематические, поэтому мы тщательно продумываем тему очередного лагеря, разрабатываем план каждого дня, а затем согласовываем всю программу с настоятелем Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы протоиереем Сергием Резухиным. Батюшка очень помогает в организации лагеря, особенно в совершении паломничеств по епархии. – Какую тему вы избрали для детского лагеря в этом году? – Тема нынешнего лагеря была «Колокольные звоны души». Мне хотелось не просто рассказать ребятам о колоколах, звонницах и колокольных звонах, но через беседы попытаться так коснуться струнок детской души, чтобы зазвучал в душе каждого ребенка колокольчик совести, зовущий к Богу, к любви, к ответственности за все с нами происходящее, зазвучал колокольчик, научающий отличать добро от зла. – Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как проходил лагерь. – Мы начали знакомство с колоколами на колокольне Всехсвятского кафедрального собора, предложив детям подняться на колокольню по винтовой лестнице (это приблизительно то же, что подняться на двенадцатый этаж многоэтажного дома). Лестница узкая, темная, то и дело был слышен писк девочек и малышей при подъеме. После тьмы на лестнице яркий дневной свет всегда кажется неожиданным. И вот мы на самом верху колокольни. Весь город как на ладони. Считаем вместе купола виднеющихся храмов. На детских лицах непередаваемая радость и восторг. Здесь наверху я начинаю рассказ о колоколах, которые висят прямо над нашими головами. По возвращении в Центр мы предлагаем детям нарисовать увиденные близко колокола. Если бы вы смогли посмотреть эти детские рисунки! За время лагерной смены практически каждый нарисовал несколько колоколов и в том числе колокол своей души! Это такие разные колокола-колокольчики, как разные и сами дети. – Нарисовать колокол своей души – такое необычное задание вы сами предлагаете детям? – Да, мы просим ребят поделиться своими впечатлениями о том, что они увидели, узнали, почувствовали, и выразить это в том, что мы называем «труд души» – рассказе или рисунке. Историю возникновения колоколов я начала с рассказа об иерихонских трубах – древних прародителях колоколов, а затем рассказала ребятам, как в IV веке епископ из итальянского города Нола во сне увидел чудесные цветы колокольчики, издающие мелодичный звон, и приказал отлить первые колокола. И одна девочка нарисовала цветы колокольчики с настоящими маленькими колоколами на веточках. Были на рисунках и било, и бубенцы. Ребята узнали, а затем нарисовали путевой или метельный колокол, набатный колокол-всполох, вечевой колокол и царь-колокол. – А каков возраст детей, посещавших лагерь, и как они воспринимали ваш призыв написать свой «труд души»? – В наш лагерь приходят дети самых разных возрастов: было два ребенка шести лет, а были и пятнадцатилетние ребята. Сначала не всем ребятам хотелось заниматься «трудом души» – рисовать рисунки, не хотелось написать даже несколько строк об услышанном и запомнившемся, но постепенно все втянулись и рисовали самозабвенно. Сейчас стены Православного центра украшены детскими рисунками колоколов и звонниц. Так красиво бывает после каждого лагеря. Нарисованных детьми колоколов и колоколен хватит на целую выставку. Думаю, что кому-то было бы не только интересно, но и полезно посмотреть на эти детские рисунки, на этот сонм колоколов, будто действительно зазвонивших в детских душах. Очень бы хотелось разместить этот удивительный труд детской души хотя бы на нашем сайте. но пока мы не можем найти добровольца для его сопровождения, согласившегося бы помогать без оплаты труда. – Вы упоминали о поездках по храмам и монастырям епархии. Расскажите, пожалуйста, об этом аспекте программы лагеря. – Мне приходится быть и воспитателем, то есть проводить с ребятами беседы по намеченным темам, и организатором, то есть думать о том, где взять средства на поездку в монастырь. По городским приходам мы с ребятами ездим на городском транспорте, вооружившись детскими хоругвями, специально купленными в софринских церковных мастерских, чтобы видно было, что шествует православный лагерь. Но городской транспорт ходит у нас плохо, и мы ездим на «автолайнах» – коммерческих автобусах, в которых приходится платить за всех детей без скидок на возраст. В лагерь попадают дети из социально незащищенных семей, есть дети и из воскресной школы, но это та же категория детей из бедных семей… И хотя найти средства и осуществить многодневное паломничество в монастырь бывает очень трудно, мы стараемся обязательно включить такую поездку в программу лагеря, так как именно в монастыре священники имеют возможность подольше поговорить с детьми. Ребят исповедуют после всенощной службы. Только в монастыре нам удается причастить всех детей, а порой это очень и очень нелегко. В монастырях нас с детьми очень хорошо принимают. Особенно нам запомнился Анастасов мужской монастырь, который только-только возрождается. Монастырь находится в труднодоступном месте. Дорогу к нему только прокладывают, и наш ПАЗик не мог подойти к самому монастырю, но дети с радостью пошли пешком. С детскими хоругвями, с пением молитвы «Отче наш» мы обошли возрождающийся монастырский храм. К нам вышел насельник монастыря и провел чудесную экскурсию. Ребята слушали затаив дыхание. А потом детей угостили монастырским чаем в маленькой братской трапезной, одарили иконками, которые, поверьте мне, очень греют детские души. Когда мы посещаем храмы и монастыри, то обязательно выполняем с детьми послушания. В паломничестве заботу о питании берет на себя монастырь. – А как вы организуете питание детей, когда они находятся в Православном центре, ведь здесь ребята проводят целый день? – Организуем своими силами, оно трехразовое: завтрак, обед, полдник. Дети – живые, неугомонные существа, их организмам всегда нужно хорошее питание. В конце дня наши малочисленные сотрудники валятся с ног от усталости. Дети же не устают и никогда не спешат уходить из Православного центра. Дай им волю, они бы и ночевали здесь, но у нас тесно, положить их спать просто нет возможности, да и не на что. И проблема ужина тоже существует. К сожалению, в Центре очень старенькая двухконфорочная электрическая плитка. На ней очень трудно приготовить еду сразу на большое количество людей. Плитка практически весь день включена, плата за электроэнергию для нас непомерная. Давно мечтаем купить настоящую электроплиту с четырьмя конфорками или варочную поверхность, купить вытяжку. Но на это необходимое приобретение средств всегда недостает. Бог посылает материальную помощь через людей в лучшем случае только к празднику Рождества Христова и намного меньше к Пасхе. Помощи едва хватает на сладкие подарки обездоленным детям, которые мы раздаем вместе со священником, приходящим в Православный центр на праздник. – А что еще особенно запомнилось от прошедшего лагеря? – Это, конечно, праздник, которым завершился лагерь. Мы подготовили спектакль «История одного колокола». Придумывали его вместе с нашей помощницей – Натальей Николаевной по мотивам сказки писателя и священника Николая Агафонова . – Исполнителями в этом спектакле были дети – участники лагеря? – Да, конечно. И ребята играли самозабвенно. Это удивительно, ведь в лагере было примерно 70% детей, впервые перешагнувших порог православного дома. Эти дети не знали и не умели петь молитву перед и после еды, не умели попросить благословение у священника, впервые были в монастыре, впервые окунались в святой источник. Но за месяц жизни в лагере они очень сильно изменились, может быть, немного повзрослели и смогли посмотреть на свою жизнь совсем по-другому. Ребята перестали быть эгоистичными, стали замечать рядом товарищей, стали отзывчивее. Мне кажется, за это время с Божией помощью удается воцерковить детей лучше, чем иногда за год занятий воскресной школы. В лагерь ребята приходят ежедневно и почти на целый день. Здесь они находятся в настоящем православном доме, регулярно посещают храм и естественно впитывают православные традиции. – После окончания лагеря у Православного центра, наверняка, появилось много новых знакомых и добрых друзей. – Да, в лагерь попадает немало новичков, которые, узнав о существовании Православного центра и воскресной школы на его базе, приходят к нам. – А как вообще дети и их родители узнают о вашем лагере и воскресной школе? – Объявления о наборе в воскресную школу и лагерь висят в приходе Всехсвятского собора, но, к сожалению, собор посещает мало молодежи. Не знаю, как о нас узнают ребята. Может быть, некоторые просто услышали от кого-то, что есть такой православный лагерь. Услышали, что в лагере и кормят, и занимаются с детьми. А так как лето – это особое беспредельное время, часто ребенок предоставлен сам себе, то его и приводят в лагерь и радуются тому, что здесь с детьми занимаются. Нередко попавшие впервые в лагерь затем начинают приходить в воскресную школу. Занятия в воскресной школе, которую посещают 80 детей, традиционно начинаются 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы паломнической поездкой на Куликово поле. В паломничестве ребята как-то особенно сближаются. Затем в соборе служится молебен на начало занятий в воскресной школе. И хотя отремонтировать еще два класса к новому учебному году мы так и не смогли и приходится ютиться и заниматься в тесноте и духоте (в нашем подвальном помещении нет вентиляции, а о кондиционерах можно только мечтать), но есть у нас и радость: к самому десятилетию Центра появилась новая мебель – столы в читальном зале и шкафы в трапезной! И сейчас главная наша забота – получше подготовиться к празднику Рождества Христова. Живое праздничное общение обездоленных детей с ребятами, посещающими воскресную школу, очень важно для развития душ и тех, и других детей. В празднично украшенном помещении Православного центра дети из сиротских домов раскрепощаются, чувствуя тепло и любовь, впитывают православные традиции, учатся добру. Для этого все должно быть хорошо подготовлено: и спектакль, и праздничное чаепитие, и главное – подарки. Дети очень любят подарки! А детей из разных сиротских домов города и области, которых мы стараемся опекать по мере нашей возможности, – более тысячи. Мы очень благодарны вашему сайту за возможность рассказать о нашем скромном труде, о помощи обездоленным детям и хотим воспользоваться возможностью снова обратиться к вам, дорогие братья и сестры, и пригласить принять участие в круглогодичной детской благотворительной программе «Рождественский ангел». Может быть, кто-нибудь откликнется и поможет в приобретении детских подарков к рождественским праздникам или необходимых материалов для занятий в воскресной школе, в которых мы очень нуждаемся. Это православная периодика на грядущий год — журналы и газеты: «Воскресная школа». «Фома». «Нескучный сад». «Встреча». «Свечечка» и т.д. а также:
К празднику Рождества Христова мы были бы очень рады украшениям для елки. Для наших спектаклей пригодились бы элементы русского костюма: сапоги, лапти и др. а также костюмы разных зверей. Если бы кто-то смог пожертвовать диктофон и видеокамеру, пусть и не новые, то можно было бы записывать детские спектакли и передавать видеофильмы в детские дома, так как мы не можем пригласить одновременно всех детей из каждого детского дома. Будем благодарны за молитвенную помощь и любую другую и с радостью приглашаем в гости по адресу: 300012, г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 135. Тел. (4872) 310436, (910) 5550840. Желаем всем счастья и радости в новом году! Источники: http://bellschool.ru/belltowers/tula, http://www.temples.ru/show_picture.php%3FPictureID%3D8562, http://www.temples.ru/show_picture.php%3FPictureID%3D77766, http://www.culture.ru/institutes/11036, http://www.pravoslavie.ru/guest/4773.htm | |
Просмотров: 715 | |
Всего комментариев: 0 | |